olster28 (olster28) wrote,
olster28
olster28

Categories:

Пещерный монастырь


Приятно из летней жары оказаться в прохладе. Мы спускаемся по узкому проходу в темноту пещеры и почти сразу оказываемся наказаны за гордыню. Надо было, как и условлено, дожидаться выхода предыдущей группы и идти с проводником - местным монахом. Ходы уводят во всех направлениях и распадаются на множество других ходов, как они сообщаются между собой - сообразить очень сложно. Мы зашли сюда минуты три назад и вроде бы помнили, как именно, а уже заблудились и даже сделалось немного тревожно.

Мы в одном из пещерных монастырей - он не такой известный, как те же монастыри Придонья и, прямо скажем, не особо на слуху. Хотя и сюда доезжают туристические группы, паломники и одиночные туристы.



Монастырь притаился пусть и не в глухих, но все-таки довольно мрачноватых поволжских лесах. Для того, чтобы попасть в него надо сначала подняться по специально оборудованной деревянной лестнице на довольно внушительную гору и зайти в своеобразные монастырские ворота, увенчанные жестяной главкой. Ходит молва, что пещеры в горе вырыли пришедшие из Киево-Печерской Лавры монахи и даже длиннее, мол, вырыли, чем тамошние. Однако достоверной информации о давних временах пещеры не так уж и много. С одной стороны, в самом пещерном монастыре от монахов вы услышите об истории пещеры исключительно с позиций религиозных, с другой - эти края когда-то населяли буртасы (точнее сказать и эти края тоже) — племенное объединение, в истории которого немало загадок и можно вполне себе подозревать, что и они оставили свой след в этих краях и в том числе в пещерном комплексе. Об этом свидетельствуют различные находки, которые можно увидеть в очень интересном и необычном музее истории и культуры народа буртас. Он находится здесь неподалеку, но о нём в другой раз.

Вообще Наровчат, недалеко от которого и находится пещерный монастырь, городок сам по себе довольно интересный. Здесь и тюремный замок 19-го века (ныне музей), и дом родившегося здесь Куприна, где разместился единственный на удивление в стране музей, посвященный знаменитому русскому писателю, и довольно внушительный и очень красивый женский Троице-Сканов монастырь, и даже, ни много ни мало, Путевой дворец 19-го века постройки, деревянный, впечатляюще декорированный резьбой.

Вообще, каждый раз, когда я что-то начинаю писать о Пензенской области, я отмечаю, что здесь очень много всего интересного и в туристическом плане она несколько недооценена. И это при том, что, как и в Тульской, здесь я не был в самом известном туристическом месте региона - Тарханах (но всему, впрочем, свое время).

Мы проезжаем Сканово, чтобы вернуться сюда несколько позднее. В первой половине XVII века на реке Мокше возник Троицкий Сканов мужской монастырь. Рядом с ним построилось село Троицкое Скановой Пустыни. В 1877 – в монастыре (и в его ведении) 5 церквей, 2 часовни. 15 июня 1992 года населенный пункт переименован в Сканово. На юго-восток уходит дорога на Сканов Пещерный мужской монастырь прп. Антония и Феодосия Печерских. Нам туда. Собственно, им дорога и оканчивается. Уже не вспомню, был ли этот день выходным, но кроме нас посетителей еще хватало - номера преимущественно местные и соседних регионов.

Я не совсем верно высказался выше про рассказ местными монахами про религиозные аспекты. Дело в том, что и буртасами пещера использовалась вероятнее всего в том числе и для религиозных целей (а православие они не исповедовали). В 19-м и 20-м веках часть пещер принадлежала Троице-Сканову монастырю. Это можно утверждать с большей вероятностью, чем историю про иноков Киево-Печерской Лавры в XIV веке. Иными словами, много дискуссионных моментов. Однако есть и вполне себе достоверные источники. «Пензенские епархиальные ведомости» 1877 года писали: «…В 1,5 верстах от монастыря находится гора, называемая «Городок». Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков»; «Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений II, который почти всегда и жил здесь». Иеромонах Арсений, являлся настоятелем Троицкого Сканова мужского монастыря с 20 июля 1825 г. по январь 1827 г. После ухода от должности по состоянию здоровья он удалился в пещеры.

1. На въезде в село Сканово путников встречает Нарчатка- мокшанская царица, героиня мордовского эпоса, возглавившая сопротивление против татарского хана Тагая, утонувшая в реке Мокша.


2. Сам монастырь довольно ухожен. Стоят канунный столы. Таких (стоящих на открытом воздухе) я много видел в Сербии и Грузии, но встречаются они и у нас, впрочем, довольно редко.


3. Если раньше по пещере водили за символическую плату, то теперь в церковной лавке продают билеты и вручают свечку для экскурсии. Уходит одна группа, следующая ждет снаружи (многих, как и нас, тянет побродить самим).


4. Источник и купель


5.


6. Вид на монастырскую территорию


7.


Поверье гласит, что основал обитель пришлый монах Скан, который обнаружил узкий ход в пещеры горы «Городок», так называлась раньше гора. Монах расширил ход и вырыл келью, в которой жил, молился и вёл затворнический образ жизни. У монаха нашлись последователи, один из рукотворных гротов превратился в подземную церковь, обитель расширялась, в результате, таким образом, было создано около двух десятков келий, соединенных переходами. Общая протяжённость наровчатских пещер около 635 метров, включая неоткрытые 4-й и 5-й ярусы. Раньше на поверхности в районе пещер были и надземные постройки. У входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1870 г. была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев.

8.


9.


10.


11.


12.


13.


14. Кельи


Сохранились немногочисленные описания состояния пещеры начала XX в.: «Старожилы рассказывают, что в начале века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. "Когда я была еще совсем молодая, - рассказывает одна из жительниц села Сканово, - работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли - кругом чистота, побелено, свечи горят. Келлии показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника - скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: "Нельзя. Там святые мощи хранятся».

15.


16.


17.


Всего в пещерах более 33 помещений. Многие из них были побелены. Структурно помещения можно разделить на группы: помещения с отдельным входным проемом; помещения, сочлененные с галереей; помещения (залы) на пересечении галерей.

Наиболее распространены отшельнические кельи (келии-затворы), в среднем 2,2 х 1,4 в плане, высотой порядка 1,5-1,8 м (в некоторых кельях пол завален осыпью, за счет чего их высота меньше). Они оборудованы одной или несколькими лежанками и аналоями, в стенах вырублены ниши для икон. В некоторых кельях имеются отдушины. С галереей кельи соединены узким дверным проемом с высоким порогом (в некоторых есть дверные пазы). Часть келий могла иметь погребальное назначение (особенно с маленькой высотой потолка). В монастыре также встречаются камеры и ниши для захоронения (костницы).

По ходу галереи второго яруса вырублено 7 ниш-лежанок. Возможно два варианта использования этих ниш: жилое («келья-галерея»); для хранения христианских реликвий - например, мощей (ниши аркасолии).

18.


19.


В 1930 гг. подземный монастырь, также как и Свято–Троицкая обитель был окончательно упразднен и подвергся разрушению. Монастырские постройки занял совхоз. Церковь и другие сооружения на Плодской горе были стихийно разобраны местным населением на кирпич для ремонта печей, домов и совхозного коровника. Один из последних монахов в это время вместе с послушником жил в пещере. Там же через некоторое время он был убит неизвестными людьми. Тело убиенного монаха в пещере обнаружил послушник, вернувшийся с работы. Возможно, что впоследствии часть входов взорвали.

20.


21.


На последней фотографии виден монах, который провел нам очень интересную экскурсию. Группа, как это часто бывает, была беспокойная и суетливая. И всю эту суету принесли и с собой в эти холодные и темные намоленные коридоры. Монах, как мог, пытался сбить эту суету. Кажется, не многие наши люди вообще умеют как-то настраиваться на места, в которые они для чего-то да приезжают.

22.


Использованные материалы:
http://sobory.ru/article/?object=20475



Tags: Пензенская область
Subscribe
promo olster28 april 15, 2015 18:00 7
Buy for 20 tokens
Друзья, прошу у вас содействия. Среди вас ведь много путешествующих. Потратьте 5 минут, расскажите о своем опыте и вместе мы сможем создать удобный список, который будет всем полезен. Подобный вопрос ведь возникает часто. Снова зову всех присоединиться к ru_gostinets и написать пост.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments