olster28 (olster28) wrote,
olster28
olster28

Categories:

Дёмкино


В этом году я попутешествовал как никогда ранее и поэтому немного несправедливо в последнее время не уделял внимания своим любимым местам - Хвалынску и окрестностям. Суммарно в этом году я там был наверное около месяца и Новый год непременно хочу встретиь именно там. Сегодня небольшая зарисовка о селе Дёмкино. Кто видел мои посты по другим сёлам района, вряд ли найдет в записи что-то новое. Ничего выдающегося: все те же мои любимые пейзажи, кирпичная столетняя школа да деревянные дома. И писать о таких сёлах я бы мог, пожалуй, бесконечно, но сёла подходят к концу) Всё-таки уже больше тех, где я был, чем тех, где не был. А по второму кругу я идти пока не собираюсь.

Дёмкино и Апалиха как-то всегда оставались для меня в стороне, хотя всегда были на слуху. Особенно Апалиха, которую я всегда ударяю на второй слог (помятуя об опале, сюда стекался опальный люд), а местные меня обязательно исправляют (ударяют на третий слог). Почему-то этот отрезок от Белогорного до пересечения с трассой в районе Алексеевки для меня всегда оставался белым пятном. Ничего там и не привлекало особенно. Но однажды я разглядел там большое белое пятно и подумал, что этот меловой карьер может оказаться довольно живописным. Но по-настоящему сдвинула меня с места удивительно интересная серия заметок о Хвалынске и окрестностях, которую опубликовала в своем ЖЖ жительница Самары Елена Сохина ele_n_a. Из Дёмкино её корни и у неё получилось за короткий приезд в эти края собрать уникальный материал. Именно благодаря ей на википедии о Дёмкино теперь вполне солидная для такого небольшого ныне села статья. Я зачитывался каждым её постом и пребывал в восторге. Было только одно желание, чтобы Елена почаще приезжала в эти края.



И я непременно отсылаю всех интересующихся к первоисточнику. Там удивительная атмосфера.

Сегодня Дёмкино это если не вымирающее, то, прямо скажем, не цветущее село. 56 домов. Реально проживает — 98 человек. Трудоспособных — 77. Работает — 32. Не работают — 45. Детей школьного возраста — 12, дошкольного — 5. Дети учатся в Апалихе. Подсобных хозяйств — 24, коров — 31.

1. При въезде в село однозначно самый красивый указатель населенного пункта в районе. Подошли с душой.


В отличие от других сел Хвалынского района — известна точная дата основания села Демкино. Это — 1800 год. В тот год из сел Илюшкино и Шалкино (ныне — села Павловского района Ульяновской области), было переселено 300 душ, как записано в Статистическом сборнике Хвалынского уезда за 1885 год — от несхоты, то есть нехватки пахотных земель.

Земли, на которых расположилось село, когда-то принадлежали графу Кочубею. Потом — Петром Первым были переведены в фонд государственных. Соответственно — и крестьяне, которые здесь были расселены, имели статус государственных. Государственные крестьяне были лично свободны, имели право заниматься торговлей и владеть недвижимостью.

Село было названо по имени первопоселенца Дементия. Помимо переселенцев — здесь нашли укрытие беглые крестьяне и служилые люди.

Со временем — вдоль безымянной речушки, вытекающей из родника с очень вкусной водой, под названием Барыня, среди гор, вытянулось 2 улицы. На одной из них селилась только мордва, и звали её Мордовской стороной. Продолжение её — Кривасовка (существует и сегодня под названием Колхозная). На другой селились только русские, и называлась улица Русской стороной. Ещё улицы различались по направлениям. Верхний конец — тот, что к лесу. Нижний — к горе, которая называлась Песчаная (Песочная). Там действительно добывали песок — удивительного ярко-желтого цвета.

Мордва села Демкино — эрзя. Была крещена в Русском Православии.

Русские были староверами (в частности — поморцами), единоверцами и православными.

Фамилии у жителей сел были и есть как официальные, так и уличные. Уличные передаются членам одной семьи десятилетиями, и неизменны — в отличие от официальных Это — не прозвища — а именно фамилии, и их происхождения, как и времени появления самого обычая сейчас уже никто не помнит…

В Демкино было 2 церкви.

1. Покрова Пресвятой Богородицы. Единоверческая. она была построена в 1855 году на средства прихожан. Деревянная, на каменном фундаменте, крыта железом. Колокольня была построена в 1895 году. Престол был один — во имя Покрова Божьей Матери. Имелась пахотная земля возле церкви. Эта церковь считалась русской.

2. Казанской Божьей Матери. Была пожалована священником Афанасием Давыдовым и саратовской купчихой Аполинарией Кузнецовой. Построена в 1860 году. Новообрядческая, считалась мордовской.

На начало 20 века в селе было 2 школы — церковно-приходская и земская. Земская — построена в 1913 году, и стоит до сих пор.. В церковно-приходской был клуб, а сейчас — жилой дом. В селе была пожарка с большим колоколом на колокольне. Пожарные команды приезжали из Алексеевки и Богородского. В зимний буран звонили, чтобы те, кто заблудились — нашли дорогу домой.

Кладбищ в селе 2 — русское и мордовское.

2. Школе уже больше 100 лет. Как видите, из значительных внешних изменений только крыша да окна, остальное все "натуральное".


Но вернемся к цифрам - детей школьного возраста здесь 12 человек. Поэтому школа стоит без дела, а деток увозят в соседнюю Апалиху. Кстати, вот эти основательные каменные школы не в уездных даже городах,а в отдаленных селах (тогда, правда, село было населеннее примерно в ... 40!!! раз больше), наводят на интересные мысли. В народе очень устойчиво мнение, что мол только при советах безграмотные крестьяне обучится смогли. Так то оно так, может быть, чисто хронологически, но важно понимать, когда запустили эти механизмы. И по зданиям видно, насколько серьезно к этому подходили. Мы просто в силу понятных причин не можем знать, что было бы без революций. Того гляди и еще раньше грамоте народы бы обучился. Но знает ли история сослагательные наклонения.

3.


4.


В голод 1921 года — многие из Демкино еузжали — кто на Верхнюю Волгу, кто в Баку. Баку — вообще в 20-м веке по неизвестно как и с кого начавшейся местной традиции стал как бы отдаленным филиалом Демкино.

Голод жестоко прошелся по селу. Здесь была открыта американцами кухня, в которой людей кормили, но тем не менее — умирали многие. Из мужчин покрепче была создана команда, которая рыла могилы и хоронила умерших. Весной ездили по полям и подбирали тех, кто умер в поле, на дороге, пытаясь куда-либо уйти или найти что-то из еды.

После окончания голода стали некоторые возвращаться. Дома их были нетронуты, все вещи и хозяйство — цело, ибо — чужого в селе брать не принято.

5.


Уже до голода были здесь попытки крестьянского объединения. Желающим новая власть давала ссуды на покупку скота и инвентаря. Для этой покупки можно было объединяться в пятидворки и решать проблему в складчину. В 1929 году была организована сельхозатель Коммунар (в неё вошли Апалиха, Демкино и Золотой Поселок). В 1931 году в Демкино выделилась самостоятельная артель Новая Жизнь.

В этот же период село затронула волна раскулачивания. Приехали ответственные лица из волости, посадили старуху-нищенку на сани и с ней поехали по селу — на кого она клюкой покажет — тот и кулак., и не доказать обратное. Кулаков и их семьи увозили из села. Многие пропали неизвестно куда. Многие — среди зимы, без еды и одежды были отправлены в Сибирь, на Урал и на Север. Дети арестованных родителей прятались по подвалам опустевших домов — их подкармливали соседи. Дома раскулаченных затем тоже разбирали и увозили в Широкий Буерак.

Новая жизнь раскалывала семьи. Характерен пример семьи Семиных. Старший сын — Александр — ушел с красными. Средний — Максим — был священником в соседнем селе Богородском (позже — сидел на Соловках). Предпоследний — Иван — просто спокойно работал — был мастером на все руки — и плотником, и столяром, и валенки умел валять…Младший — Алексей — запомнился тем, что сбросил колокол с церковной колокольни .

В 1933 году весь собранный урожай забрали. Опять начался голод и отток населения в Баку.

В этот год в Демкино был случай людоедства — родители убили 12-летнюю старшую дочь, чтобы спасти четверых младших… Люди бежали бросив все, и только по реву голодной скотины соседи узнавали, что люди уехали. В Баку ехали к родным или ранее перебравшимся соседям. Но и на новом месте не все было гладко. Свирепствовали незнакомые южные эпидемии, не всем давали прописку, или разрешение на строительство жилья. давали сутки на выезд. Бывало, люди в отчаянии кончали самоубийством. Те же, кому посчастливилось зацепиться на новом месте — чаще всего строили трехстенные пристройки к домам соседей или родственников — и экономнее и рядом..

В Великую Отечественную войну в село не вернулось 77 человек. Погибли, или пропали без вести.

После войны — опять грянул голод. (опять — очередной отток в Баку) Затем — ситуация стала меняться к лучшему. 1953 г. — отмена налогов. 1956 г. — открыта семилетняя школа (до этого была только начальная — старшеклассники ездили учиться в Апалиху), 1957 г. — -Демкино и Апалиху объединили в один колхоз. 1958 г. — в село провели радио, построили электростанцию, которая давала свет несколько часов в сутки. 1968 г. — село подключили к государственной электросети — жители стали покупать электроприборы. В 70-е годы был построен клуб. В нём же — находился и медпункт. В это же время по двум улицам села проложили асфальт.

Но в этот же период — население начало сокращаться. Молодежь уезжала в города, старики — умирали.

6.


Еще один занятный штрих уже нового времени. Рядом с селом, да практически в его черте в начале 90-х обосновались сектанты (община Богема). Не знаю, может живут они здесь и поныне, информации не так уж и много. Сама секта "родом" из Балаково.

7.


8.


9. Меловой карьер в итоге впечатлил не сильно. Хвалынский намного интереснее. Со снимка спутника он казался более заманчивым. Мел здесь стали добывать по причине более удобной и близкой транспортировке в Балаково.


Дорога Дёмкино-Апалиха-Белогорное безлюдная (понятное дело никаких заправок и т.п.), практически везде нормального качества (не сравнить с катастрофой и позором района Елшанка-Поповка) и невероятно живописная. Она чем-то напоминает дорогу на Богданихе, но не такая "крутая" и без вида на Волгу.

10.


11.


Путешествовали мы в этот раз вместе с удивительным и всем в Хвалынске известным Валерием Евгеньевичем Лавровым. Перечислять его регалии можно очень долго, но в Хвалынске его и правда знает абсолютно каждый. Краевед, агроном с многолетним стажем. А еще Валерий Евгеньевич знает какое-то удивительное количество родников в районе и окрестностях. Кажется, более трехсот (теперь и я наверное не меньше двух-трех десятков их знаю). Он умеет их находить даже на незнакомой местности. Удивительный совершенно человек, даже немного неудобно упоминать о нем так вскользь.

В тот день мы побывали в Дёмкино, Апалихе, Белогорном, Акатной и Сосновой Мазах. В прошолм году мне показали в Хвалынском районе старообрядческое кладбище, спрятанное глубоко в лему, на горе. До жилья далеко. Непосвященный никогда в жизни не заподозрит что-то такое в обыкновенным вроде для этих мест лесу. Кладбище произвело на меня невероятно сильное впечатление. И я стал интересоваться этой темой. Так, в этом году Валерий Евгеньевич покзал мне еще два глубоко спрятанных в лесах и горах старообрядческх погоста. Таких мест нет на карте, нет в документах, разве только среди местных, да и то не всех, есть о них знание. Такой вот у нас в итоге получился уклон в наших нескольких мини-экспедициях: кладбища и родники. И тему эту я для себя еще не закрыл.

12. Валерий Евгеньевич Лавров


Использованные материалы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE_(%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)
http://ele-n-a.livejournal.com/38538.html

Tags: Саратовская область, Хвалынский район
Subscribe
promo olster28 april 15, 2015 18:00 7
Buy for 20 tokens
Друзья, прошу у вас содействия. Среди вас ведь много путешествующих. Потратьте 5 минут, расскажите о своем опыте и вместе мы сможем создать удобный список, который будет всем полезен. Подобный вопрос ведь возникает часто. Снова зову всех присоединиться к ru_gostinets и написать пост.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments