olster28 (olster28) wrote,
olster28
olster28

Categories:

Село Поповка - возрождение храма, рождение музея.


Два года назад я писал про Никольскую церковь в селе Поповка Хвалынского района. Это один из немногих уцелевших храмов Хвалынского уезда, их, переживших, советские годы, можно пересчитать по пальцам. Смутное время больно ударило по храму, но хотя бы сохранило его для потомков. Медленно, но идёт восстановление и прошлым летом мы даже побывали там на службе.

Есть и еще один отличный повод упомянуть про Поповку, здесь планируется открыть Музей народной монументальной живописи. Для этого выкуплен очень необычный и интересный дом с образцами русской домовой росписи. Но обо всём по порядку.


Храм в Поповке, к счастью, восстанавливается. Хотя видно, что работы ещё очень много. Уже идут службы. Есть пусть совсем небольшой, но приход. Петь на службы приезжает женщина из хвалынского Крестовоздвиженского храма.



Подробнее о храме можно почитать в том старом посте, о котором я упомянул в начале, сейчас же хочется подробнее остановиться на необычном доме.

Из статьи директора Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина В.И.Бородиной (Хвалынск-1.Приложение к журналу «Тектоника плюс»)

В начале августа 2009 года в Хвалынском районе студенты филологического факультета Саратовского Государственного университета имени Н.Г.Чернышевского собирали фольклор. В селе Поповка Хвалынского района они обнаружили пустующий дом с сохранившейся росписью в интерьере.

Сотрудники художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея), которым студенты показали видеозапись, сделанную в доме, были удивлены этим открытием. Ведь образцов русской домовой росписи сохранилось очень мало. Гораздо больше специалистам известно о расписных украинских хатах. Однако и у русского народа издавна существовал обычай украшать дома росписью.

К сожалению, в угоду менявшимся вкусам многие росписи были закрашены, поэтому до наших дней дошли единичные образцы.
Именно с таким и встретились в Поповке студенты. Владельцы этого дома, интервьюируемые ими на предмет истории села и устного народного творчества, рассказали, что дом им принадлежит с 1933 года, с тех пор, как прежние владельцы были раскулачены и выселены из Поповки.

Росписи, по бытующей в селе легенде, были выполнены в начале 1910-х годов художниками-иконописцами, которые расписывали сельскую церковь во имя Николая Чудотворца, возведенную в те же годы в Поповке взамен сгоревшей Покровской.
Возможно, художники квартировали в этом доме во время работы над росписями церкви и таким образом расплатились с хозяевами за гостеприимство. В пользу такого предположения говорят два религиозных сюжета над «красными» окнами в «мужской» части светлицы – Херувим и Георгий Победоносец, в изображении которых чувствуется сложившаяся в течение десятилетий манера, перекликающаяся с широко бытовавшей в Поволжье крестьянской народной иконой. Но, возможно, мастерами, давшими сказочную жизнь простому крестьянскому дому, были представители красильного или малярного отхожих промыслов. К сожалению, роспись дома безымянна и с полной уверенностью ответить на этот вопрос сложно.

Что представляет собой роспись сельского дома? Ею выделены наиболее важные и выразительные его части. Изба разделялась на углы в соответствии со сложившимися функциональными зонами. Стены передней комнаты окрашены в голубой цвет, потолок – в белый. «Красный» угол – место приёма гостей, был обозначен монументальным, с треугольным фронтоном, украшенным растительным орнаментом из стилизованных цветов и листьев, киотом. Именно над окнами рядом с красным углом изображены Херувим и Георгий Победоносец, охраняющие место встречи внешнего пространства за окнами и внутреннего.

Жилище представляло собой замкнутое пространство, в котором человек чувствовал себя в безопасности. Здесь же над киотом на потолке изображение в круге летящего орла, символизировавшего власть, силу, мужество, долголетие и мудрость. В простенках между окон – традиционная композиция – причудливые вазоны с удивительными растениями, которые тянутся из них по стенам, придавая этой части интерьера праздничность, напоминая о красоте и радости весеннего и летнего цветения природы. На простенке изображение так называемого «сада в банках» - комнатного растения, которое поливает женщина, с цветами, напоминающими тюльпаны.

Кутный угол (куток) возле печи, или «середа», - место работы женщины-стряпухи, чуть дальше от печи - место зыбки для ребёнка, прикрепляемой к кольцу на потолке, где в круге-венке изображение женщины в красном платье с цветущими ветками в руке, осеняющей его сверху. Она всегда была перед глазами и в какой-то степени замещала лежащему в зыбке ребёнку мать, которая «вечно в колесе труда». Когда-то круги и розетки символизировали солнечное или огненное начало и служили защитой от всякой скверны. И хотя магическое значение этих знаков было забыто, они использовались как любимый орнаментальный мотив. На перегородке, разделяющей комнаты, на фоне деревьев с сидящими на них фантастическими птицами, изображён добродушный лев – страж – покровитель людей, проживавших в доме. Он возлежит на берегу ручья. Народный художник наделил льва осмысленным и выразительным «лицом», похожим на человеческое.

В соседней «розовой» горнице, служившей хозяевам вероятно спальней, выполнены композиции с крупными мотивами и сюжетными изображениями: на розовом фоне цельной, без окон стены, противоположной входу выделяется стадо белых гусей с пастухом-подростком на фоне стройных деревьев с зелёными пушистыми кронами. Композиция строится на свободном ритмическом равновесии и поражает тонким декоративным чутьём: пользуясь ограниченным числом красок, порой – тремя-четырьмя, мастер умел достигать звучности цвета и даже своеобразной изысканности цветовых сочетаний. Здесь же изображения дерева с пластично раскинутыми ветвями и ещё одного дерева в кадке между окнами. Думается, что роспись в интерьере была связана с темой райского сада, прекрасной солнечной страны. Такое красочное окружение должно было благотворно влиять на обитателей дома, скрашивать их нелёгкую жизнь.

Росписи органически связаны с размерами, формой и функциями декорируемой плоскости. По всей вероятности, её делали сразу, без предварительной разметки. Сначала на плоскость наносили основные контуры, далее в соответствии с замыслом их расцвечивали локальными тонами: оранжево-красным – цветы, золотисто-охристым – льва, белым – гусей, чёрным – птиц. По подмалёвку наносили чёрный контур, а формы моделировали пробелами. Таким образом, мастер совместил графическое начало, традиционное для народного творчества с живописной манерой. Изображение «уплощается», теряя свою объёмность, и не «прорывает» поверхность стены. Светлый колорит, обилие розового, голубого и белого создавали атмосферу тепла и уюта и вместе с тем отражали представления крестьян о добре, красоте, благополучии.
Этот дом даёт живое представление о том, как русский крестьянин украшал своё жилище, позволяет заглянуть в его духовный мир, в мир его знаний, его фантазии, в мир особенно любимых и бережно хранимых образов, характерных для Поволжья.



Сюжет о доме по саратовскому телевидению.


И еще важная информация.

В апреле 2011 года дом был выкуплен двумя молодыми искусствоведами из Санкт-Петербурга и Москвы на личные средства. Было принято решение о превращении дома в музей народной монументальной живописи, не имеющий пока аналогов в России.

23-26 июля 2011 года в селе Поповка Хвалынского района Саратовской области пройдет первый Летний Восстановительный Лагерь. Молодые люди из Санкт-Петербурга, Москвы и Саратова будут приводить в порядок крестьянский дом, интерьеры которого от пола до потолка покрыты старинной росписью.

Летний Восстановительный Лагерь — это подготовка дома к созданию в нем музея. В эти дни дом уже станет музеем и будет открыт для всех желающих. Приезжайте к нам на экскурсию или в качестве волонтера. Приезжайте, и мы обсудим, как ваши возможности помогут созданию первого в России музея крестьянской живописи.

Лагерь будет работать с 12 часов 23 июля по 16 часов 26 июля.

Волонтерам будет предоставлен ночлег в доме (берите коврик и спальный мешок) и организовано недорогое питание.

Контактный телефон: +7-915-100-2802, Юлия, +7-921-363-7273, Алина. О приезде лучше предупредить заранее (лучше смс), но не обязательно.


Более подробно об этом можно почитать у моей френдессы lion_house Летний восстановительный лагерь в доме со львом, собственно непосредственного участника и катализатора процесса.

1.
 

2.
 

3.
 

4.
 

5.
 

6.
 

7.
 

8.
 

9.
 

10.
 

11.
 

12.
 

13.
 

14. Дом с росписями снаружи
 

15.
 

16.
 

17.
 

18. Вход
 

19.
 

20. Изображение пасущихся гусей
в «розовой» горнице.
 

21. Ставшая знаменитой бывшая хозяйка дома. Наша бабуля её знает.
 

22. Росписи в красном углу дома в «голубой» горнице,
справа в углу – киот, на потолке – орёл в венке, слева на стене цветок, который поливает женщина. Над окнами слева – Георгий Победоносец, справа – Херувим.
 

23. Изображение на потолке «голубой» горницы над зыбкой ребёнка.
 

24. Жемчужина дома
 

25.
 

26.
 

27.
 

28.
 

29.
 

30.
 

31. Жители Поповки. Наша бабуля (вторая справа), правда, уже давным давно живёт в Хвалынске.
 

32. Терпешка в этих местах глубокая, быстрая и ледяная. Прыгать с тарзанки - невероятное удовольствие, хотя и рисковое.
 

33. Просто оставлю это здесь
 




Tags: Поповка, Саратовская область, Хвалынский район
Subscribe
promo olster28 april 15, 2015 18:00 7
Buy for 20 tokens
Друзья, прошу у вас содействия. Среди вас ведь много путешествующих. Потратьте 5 минут, расскажите о своем опыте и вместе мы сможем создать удобный список, который будет всем полезен. Подобный вопрос ведь возникает часто. Снова зову всех присоединиться к ru_gostinets и написать пост.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →